Якорная цепь - исторический экскурс

Не всегда на судах применялись столь привычные в наше время якорные цепи, и, не смотря на то, что металлическая цепь - изобретение достаточно древнее, исторически сложилось так, что до начала XIX века вместо якорной цепи использовался якорный канат, сделанный из пеньки.

якорный канат

Небольшие парусники XV-XVI веков не нуждались в тяжелых и мощных якорях - прочности растительных канатов хватало для удержания судна во время стоянки. С развитием судостроения стали применяться все более тяжелые якоря, что обусловило применение очень толстых канатов - вплоть до 26 дюймов (более полуметра) в окружности.

Пеньковые канаты имели ряд существенных недостатков - они быстро изнашивались, перетираясь о якорный клюз (в ходе якорной стоянки якорный канат немного вытравливали, чтобы сменить точку его соприкосновения с клюзом) . Растительный канат обладает небольшим весом, что тоже не способствует его удобной эксплуатации - ведь для нормального зацепления за грунт необходимо чтобы веретено якоря находилось под небольшим углом к плоскости дна. С этой целью обычно утяжеляли якорный шток. Пеньковые канаты легко срезались льдом. Большой диаметр каната вынуждал применять специальные "кабаляры" (от анг. cable ring) - более тонкие концы, с помощью которых канат заводили в кнехт или обносили барабан шпиля.

постановка на якорь и снятие с якоря

Постановка на якорь и снятие с якоря: а — якорь скользит по грунту; b — якорь зацепляется; с — якорь зарывается; d — якорная цепь натягивается; е — якорная цепь вырывает якорь из грунта; f — якорь поднимается.

Однако, с вводом в эксплуатацию все более тяжелых судов, настало время заменить канат чем-то более практичным и прочным. К началу XIX века якорная цепь уже эксплуатировалась и несколько случаев, доказавших ее явное превосходство над растительными канатами заставило Британский флот в массовом порядке сменить пеньку на железо.

"Говорят, что одним из первых решился поставить железные якорь-цепи на свой фрегат "Эндевер" Джемс Кук, отправляясь в свое знаменитое плавание (1768-1771 годы). Но в основной массе капитаны тех времен боялись расстаться с привычным канатом и вверить судьбу своего корабля непрочной и тяжелой цепи. Над преимуществом якорной цепи они задумались после одного происшествия в Лондоне. В 1808 году английский заводчик Роберт Флин изготовил якорные цепи для только что спущенного на воду военного корабля "Анна и Изабелла". На них и поставили судно, приведенное на Темзу. На следующий день приливное течение принесло в реку много льда. Якорные канаты почти всех стоявших поблизости кораблей оказались перерезанными. Чтобы сильное течение не снесло корабли на мель, капитаны стали пришвартовывать свои суда к "Анне и Изабелле", которая благополучно продолжала стоять на двух якорях. Около десятка судов удержали цепи Флина.

Спустя несколько лет английским морякам еще раз довелось убедиться в преимуществе якорной цепи перед пеньковым канатом. Однажды во время внезапно налетевшего шторма из тринадцати стоявших на якоре у мыса Данженесс судов удержалось только одно с железной цепью. Канаты остальных лопнули." (Л.Н. Скрягин "Книга о якорях")

фрегат Паллада

Примерно в 1840 году в якорных цепях появились контфорсы (контрфорс увеличивает прочность звена цепи). В России одним из первых судов, оснащенных якорными цепями стал небезызвестный фрегат "Паллада", спущенный на воду в 1832 году.

В 1859 году Регистр Ллойда выработал требования о предварительных испытаниях якорных цепей, перед установкой их на корабли Британского флота. В 1879 году в Англии было введено испытание цепей на разрыв.

В настоящее время подавляющее большинство судов мира оборудовано якорными цепями. Современный якорный канат представляет из себя последовательность элементов:

  • коренная смычка, закрепляемая в цепном ящике с помощью устройства крепления и отдачи коренного отрезка якорной цепи
  • ряд промежуточных смычек, соединяемых между собой звеньями "Кентера" (обычно длина промежуточной смычки составляет 25 метров. Так же достаточно часто (как правило, в Британском флоте) используются смычки длиной 27.43 метра, что составляет ровно 30 ярдов или 90 футов
  • якорной смычка, в состав которой входит вертлюг, предотвращающий закручивание цепи и концевая скоба, с помощью которой к цепи крепится якорь.

компоненты якорной цепи

а — смычка якорной цепи (с якорной скобой); b — промежуточная смычка; с — коренная смычка; d — вертлюг; е — длинное звено; f — большое звено; g — обыкновенное звено; h — звено с распоркой; i — концевая скоба.

Толщина цепи определяется ее калибром - диаметром прутка, из которого сварено звено цепи. Либо диаметром торцевого участка звена в том случае, если цепь литая.